среда, 12 января 2011 г.

[19-26.09.2002] «Свой среди своих»
Издание: Московский комсомолец
Девятилетний мальчишка, ученик школы №30, рассказывал, как мечтает стать пожарником – а возможно, и врачом… Ведь это куда безопаснее. Все же, рассуждал он, жизнь-то впереди долгая и зря рисковать глупо.
Но так здорово взбираться на крышу огромного здания и спасать кого-то из горящего здания. Этим рассуждениям юного героя можно было бы только улыбнуться. Если бы… Если бы этот мальчик мог ходить. Хотя бы когда-нибудь.
ШАГ В ОБЩЕСТВО
Сотни, тысячи детей на Земле в силу разных причин сами передвигаться не могут. Они лишились этого безценного дара по-разному: одни от рождения прикованы к инвалидной коляске, другие попали в аврию, третьи переболели тяжелой болезнью. Но трагедия у них на всех одна – обезноживание. В других странах, как теперь принято говорить цивилизованных, эти дети живут без отрыва от общества других ребят. Они вместе учатся и отдыхают. Их школы и колледжи оборудованы специальными устройствами для того, чтобы «не такой ребенок» чувствовал себя как все. У нас, увы, пока по-другому. Как правило, дети с физическими недостатками проходят обучение на дому. Есть, конечно, школы для глухих, немых и с умственными недостатками детей. Ну и на этом все…
Единственное место в Иркутске, где сегодня учатся сразу трое детей в инвалидных колясках, - общеобразовательная экспериментальная школа №30. Вера Николаевна Афанасьева, ее директор, вспоминает как однажды к ней пришли представители партии СПС и предложили помощь. Выбор именно этого учебного заведения объяснили просто: предлагали другим, не хотят.
- А что, разве это очень сложно – взять к себе на учебу таких ребятишек? – спрашиваю у Веры Николаевны?
- А как вы думаете? Ведь пришлось и пандусы сделать (специальные спуски на крыльце) и двери широкие поставить, чтобы инвалидные коляски спокойно пройти могли. Хотя больших трудностей я здесь не вижу. Дело того стоит.
Директор школы – человек особенный. Видимо, именно в школах-то и остались еще носители всего доброго, оставшегося нам от эпохи социализма. «Вера Николаевна Афанасьева – человек пробивной, характер у нее что надо, если уж что задумала, то обязательно добьется» Это слова Владимира Якубовского, мэра Иркутска. Вот и добилась.
Говорят, что со всего города едут к ней родители, просят взять их сыновей и дочек, которые не хотят учиться наедине со своей болезнью. За педагогическое мастерство и творческий поиск школа номер тридцать неоднократно удостаивалась звания «Школа года», а сама Вера Николаевна – «Директо года». А недавно ко всем регалиям добавилась еще одна – «Школа века»
У НАС ВСЕ БУДЕТ ПОДРУГОМУ
Вхожу в класс, одновременно пытаюсь придумать, как начать разговор. За первой партой – мальчишка. Глаза любопытные.
- Здрасьте. А вы из какой газеты? Опять вопросы задавать будите? – спрашивает.
Оказывается, к Вове Пушанкину, ученику 4-го класса, журналисты наведываются периодически. По его словам, и вопросы задают одинаковые. «Вчера вот для новостей снимали. Так мы с родителями весь вечер каналы переключали, да так и не нашли ничего, наверно, время перепутали».
Пришлось заверить, что этот материал он в газете обязательно найдет. Так сам собой и отпал мой страх, мой барьер общения. Вова от других детей не отличается. Рассказывает, что в первый класс очень рвался, а сейчас иногда уроки лень бывает делать, что математика его интересует меньше, чем русский язык и пение… Если задать другим ребятам те же самые вопросы, то получите те же самые ответы. Причем психологи нам постоянно втолковывают: ребенок, никогда не посещавший детского сада в школе наверняка столкнется с проблемой общения со сверстниками. Если это и правда, то она никак не касается Вовы Пушанкина. По понятным причинам не ходивший в садик Вова легко влился в коллектив и завел массу друзей.
… После 4 «В» настала очередь 2»Б». В этом классе учится Аня Колганова. В отличии от Вовы, который не ходит от рождения, Анечка получила инвалидность в два года из-за внезапной болезни. Как рассказала учительница девочки Тамара Викторовна, одноклассники приняли Аня на удивление спокойно, пальцем никто не показывал и уж конечно не обзывал. Более того, на переменках Анечка с друзьями частенько играет в догонялки. Ребята с удовольствием катают ее на коляске. И отвечать на вопросы учителя Аня тоже сама выезжает к доске. Еще один интересный факт. Для этих ребятишек специально купили специальные парты. Но они так и остались невостребованными. Не хотят ребятишки сидеть по одному! За обычным столом, хотя и не очень удобно, зато вместе с другом…
ПОМОЩЬ РАЗНАЯ ВАЖНА
После встречи с Вовой и Анечкой зашла снова в кабинет директора. Меня раздирали эмоции. Ну как же так, они же маленькие такие, не понимают ничего еще, пожарниками стать хотят, за что им такое…
- Раз так случилось, значит, нужно им помочь. Чем можем. Каждый год к нам приходят журналисты. И пишут и по телевизору показывают детей этих. И каждый раз проблемы остаются на своем месте. Вот, к примеру, Вова живет на 3-ем этаже в девятиэтажке без лифта. Представляете, что значит ежедневно спускать и поднимать инвалидную коляску? Именно по этому мальчик зимой не может посещать школу. Мы все вместе давно пытаемся решить эту проблему. Никак не получается пока, - ответила мне Вера Николаевна.
И я задумалась. Может газета принести реальную помощь? Вечером того же дня Владимир Якубовский устраивал для журналистов Иркутска пресс-конференцию. Вопросы главе областного центра сыпались градом. Когда поток поутих, решилась и я. Интересовал не только жилищный вопрос Вовы, но и в целом ситуация с детьми, которые не могут ходить. Когда же в нашем городе будут строить школы со специальными устройствами и оборудованием? «Будут», - заверил мэр. И не только школы, но и остановки и тротуары, и магазины. А насчет Вовы… Мэр обещал помочь. Лично.
Лилия Матонина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий