воскресенье, 27 февраля 2011 г.

[24.11.2005] «Первая от Москвы»
Издание: Труд
Школа встретила меня пластиковыми входными дверями. В вестибюле же все было, в целом, прежнее: направо – вход в столовую, слева запрещенное пространство раздевалки, с той и с другой стороны – лестницы наверх. По одной из них я поднялась на третий этаж и сразу же увидела кабинет завучей. Раньше там заседал комитет ВЛКСМ.

Такой взгляд – поделенный на «раньше» и «сейчас», наверное, неизбежен. Свойство человеческой памяти: сравнивать. Можно даже не делать выводы, не высказываться однозначно, но сравнений того, что стало, с тем, что было, - не избежать. Сравнения подтверждают наше чувство сопричастности: это и моя школа тоже. Или когда-то была моей.
В моей школе был комитет ВЛКСМ и, следовательно, сам комсомол. В который приходили из пионеров (пионерская комната на втором этаже – сейчас ее поделили на два учебных помещения), в которые приходили из октябрят – маленьких «внучат Ильича», чей портрет был обязательным атрибутом подавляющего большинства классов. Он висел над школьными досками с каким-нибудь стандартным по тем временам лозунгом («Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!»). Сегодня на смену лозунгам пришли солнышки с облачками (в кабинетах начальной школы), правила правописания и умножения. И только в кабинете математики неожиданно обнаружила цитату из Ломоносова, которая, кажется, висит там еще с наших времен: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».
- Здесь сейчас работает Людмила Яковлевна Рогова, - рассказывала мне завуч Валентина Михайловна Лыхина, которая и устроила эту экскурсию по новой для меня школе (А когда-то она сама училась в этом кабинете у Александры Тимофеевны. Как и я – без малого 20 лет назад). Сегодня здесь все другой (и доску вряд ли моют сахарным раствором, как мы когда-то – чтобы мел не осыпался…).
С тех пор многие перемены можно назвать разительными. Прежде всего, конечно, компьютеры. Сегодня в школе 2 компьютерных класса. В одном собраны машины, что называется «с миру по нитке» - часть подарили выпускники, часть куплена на родительские деньги. А второй 2 года назад поджарила городская администрация. Кроме компьютеров есть сканеры, принтеры, можно выйти в Интернет – все как положено, чтобы максимально полно изучать компьютер без которого сегодня никуда.
А наша параллель была в свое время первой, опробовавшей на себе нововведение – уроки информатики. Компьютеры мы изучали «на пальцах»: рисовали в тетрадке клавиатуру, а мышек у тогдашних компьютеров еще и в помине не было.
В 1989 году мы окончили нашу школу. Тогда как раз начал набирать обороту раскручивающийся маховик грандиозных перемен. Я помню, как на уроках истории (и физики! – физик наш Сергей Васильевич был страстным любителем политических дебатов) мы до хрипоты спорили о культе личности и так называемых «белых пятнах» - это понятие в то время было очень популярно, под него попадали многие события нашей истории XX века, только в конце его становившиеся достоянием гласности. Тогда подобные разговоры (в школе!) уже вышли из под запрета, и мы в полном смысле этого слова упивались свободой.
В 1990 году школа №30 получила статус юридического лица и право осуществлять финансово-хозяйственную деятельность. Подобная независимость потребовала следующих шагов: пришлось пройти аттестацию, лицензирование и аккредитацию, чтобы получить (а точнее было бы сказать закрепить) свое право осуществлять образовательную деятельность. Да и сама деятельность уже не могла осуществляться по накатанной советскими традициям и правилами колее: когда перестает существовать государство, изменяются его символы, и основные институты. Закончилась эпоха советской школы. Началось время школы российской. Требовались многие методы и подходы, которые позволили бы не только освоить школьную программу, но и научить самоопределению в развивающемся по новому обществе.
Учились на своих ошибках, всеми силами стараясь свести их к минимуму. И уже в 1997 году школа, участвую во Всероссийском конкурсе образовательных учреждений получила почетное звание «Школа года», два последующих года подтверждала его, а в 2000 году стала «Школой века».
…Мы идем по коридорам «Школы века» вместе с завучем Валентиной Михайловной, которая когда–то преподавала у нас химию. И она рассказывает, что нового появилось и что старое осталось:
- Здесь по прежнему у нас география.
Заглядываю в знакомый кабинет – ничего знакомого!
- А при Розе Константиновне все было зеленым: и парты, и стены, и шторы.
- Да, она очень любила зеленый цвет. Зато теперь здесь есть видео двойка и на уроке учитель использует видео материал… Пойдем, я тебе нашу химию покажу – я несколько лет назад новые таблицы из Москвы выписала, красота. А цветов у нас теперь даже больше, чем в «биологии»!
- Что так? В «биологии» же всегда была целая оранжерея.
- сколько лет прошло! Старые цветы уже совсем умерли, а новыми обзаводиться после ухода Зинаиды Михайловны было некому. Это сейчас наши биологи постепенно разводят новые.
…Здесь по-прежнему «история», а здесь «физика». Ты знаешь, что Надежда Кирилловна умерла?
- Знаю…
Сколько их уже ушло, наших учителей: географ Роза Константиновна и физрук Юрий Иннокентьевич, литератор Зоя Марковна, историк Лидия Гавриловна… Вечная им помять.
Сегодня в школе 85 педагогов, тех кто начинал свою работу с первого дня в 1981 году, осталось 9. Остальные пришли позже, в том числе и недавно. Сегодня средний возраст учителя в школе – 36 лет. Самый подходящий для плодотворной работы. Так и есть: отличников народного просвещения в школе 27, да к ним 5 почетных работников образования. А возглавляет коллектив член корреспондент Академии творческой педагогики, заслуженный педагог и заслуженный учитель РФ, учитель и директор высшей категории Вера Николаевна Афанасьева. Она так же награждена медаль ордена «За заслуги перед Отчеством» II степени. А еще школа №30 – самая настоящая кузница кадров: 15 ее учителей стали директорами и завучами в других школах.
Но вот, спустя 16 лет, я иду по школе и совсем не вижу знакомых лиц: все учителя другие, они пришли сюда работать уже после того, как мы окончили школу. Правда среди новых лиц попадаются знакомые.
- Валентина Михайловна, а ваша коллега – завуч Ольга Сергеевна, это…
- Правильно ты угадала. Это – Оля Медянцева!
- Вот так раз! Кто же не помнит Оля Медянцеву – постоянную участницу школьной художественной самодеятельности, «спортсменку, комсомолку, активистку и просто красивую девушку»! Окончив матфак педуниверситета она вернулась в родную школу преподавать. И уже – завуч.
- Строгий и требовательный, – рассказывает о коллеге Валентина Михайловна, - во всех законах и правилах разбирается. И постоянно что-нибудь придумывает интересное.
- А работы в школе всегда предостаточно. Кроме организации учебного процесса здесь ежегодно проводятся научно-практические конференции учителей; работает научное сообщество учащихся «Созвездие»; в течение года школа по всем предметам участвует в дистанционной олимпиаде «Эйдос», а так же является площадкой обучения учителей по программе «Intel – обучение для будущего». Школа постоянно участвует в конкурсах, проводимых городской администрацией и не безрезультатно. Авторская программа в сфере молодежной политике «Росток» по организации временной и постоянной занятости подростков получила в 2004 году гранд III степени. Гранд получил и детский клуб «Непоседы», являющийся структурным подразделением школы. В школе есть хореографический ансамбль «Ручеек», которым руководит Анжелика Левенец, он создан в 1992 году: с тех пор стал не однократным лауреатом городских и областных конкурсов. Пять лет назад появился театр «РИФ», который возглавила Валентина Ивановна Щербакова.
А еще в школе есть музей. Им руководит Вера Николаевна Большедворская. Музей был открыт к 20-ти летию школы и уже через год стал лауреатом областного конкурса музеев. Сегодня в нем без малого 300 экспонатов, среди которых и старая пишущая машинка и шелковый треугольник пионерского галстука. А еще – школьная летопись, листая которую, я нашла страницы с фотографией нашего выпуска: 10А, 10Б, 10В. Переход на «одиннадцати» летку случился после нас.
Музей расположился на втором этаже, рядом с актовым залом, в котором все по-прежнему, а вот «в коморке, что за актовым залом», где раньше, прямо как в песне у Чижа, «репетировал школьный ансамбль» (наш назывался «Юность»), в той «коморке» теперь кабинет школьных психологов. Такой службы в нашей школе не было вовсе, а теперь Любовь Антоновна Иванова и Ольга Валерьевна Душкина занимаются психодиагностической и коррекционно-развивающей деятельностью, озабочены профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних, наркозависимости, алкоголизма, курения, а так же профилактикой беспризорности и безнадзорности. В этом нелегком деле им помогает и социальный педагог – Наталья Борисовна Бонадысенко. В «тридцатой» она работает уже 7 лет («социальный педагог от бога», говорит о ней Валентина Михайловна). Ежегодно через ее руки проходит до 50-ти опекаемых детей до 18 лет, проживающих в районе действия школы.
- Это очень большая цифра, - говорит Наталья Борисовна, - в Иркутске есть школы, где всего по 8-10 опекаемых детей. А у меня сейчас 43.
Да, за Ново-Ленино давно закрепилась слава не слишком благополучной окраины. С этим не поспоришь – окраина она и есть: раньше, пока не построили вокруг «девятиэтажек», с крыши школы были видны огни ангарской нефтехимической компании. И до самого Ангарска отсюда добраться явна быстрее, чем до центра Иркутска.
Так они и живут здесь. Работают. Учат детей своих учеников. Получают зарплату «как везде». Но продолжают выдумывать конкурсы и праздники. И пытаются сделать, что бы хоть чуточку, но лучше, чем везде. «Зачем?» - спросила я у заместителя директора Светланы Николаевны Межуевой.
- А иначе как? Мы же любим свою работу, а наша работа это дети. Мы работаем не просто с ними, но и для них. И нашу школу мы любим. Ее вообще не любить нельзя. Нам все говорят: у вас в школе царит какой то особый дух. Как-то один год был такой напряженный – мы целых 17 семинаров провели для учителей. Приезжали к нам отовсюду и все говорили: у вас школа какая-то особенная – в ней так хорошо, уходить не хочется. А, знаешь, почему? Потому что не посторонние люди здесь работают. Которым не все равно.
Кстати, директор школы Вера Николаевна Афанасьева на замечание о том, что школа №30 самая последняя в Иркутске по расположению от центра города, невозмутимо замечает: «Зато со стороны Москвы – самая первая»
Надежда Куликова

Комментариев нет:

Отправить комментарий